Весна :)


Львов пропах ремнями, студнем и цветущими сливами или вишнями, закрылись магазины и кафе, а по улицам ходят хорошо одетые люди с корзинами. Такое впечатление, что апрель это самая настоящая время в году, квинтэссенция жизни за год. Очень короткое время, так за несколько дней дерева облетают, исчезает полнолуние и проходят праздники. Что делает этот период еще более похожим на пике жизненного цикла.


В этом году кстати совпали как католический и православный Пасхальные, так и еврейский Песах. Собственно на последнем я побывала вчера и это было абсолютно странное и новое ощущение. Разница конечно не только в том, что мы едим сладкую пасху, а евреи пресную мацу и не даже не только в символике и истории. Разница в ощущениях от двух праздников. На первый взгляд они немного похожи - в конце концов в обоих случаях это свобода и весеннее обновление. Но если в христианском случае пасхальный завтрак это чистая незахмарена радость после страданий, облегчения и отход от аскетичности и боли предыдущих дней, то в еврейском седер радость переплетена с памятью о боли и печали. Они вместе, а не отдельно. Именно поэтому маца и горькие травы, а не сладкая пасха с изюмом. В одном случае страдания пережитые и отграничены, в другом включены в праздник, как память.

Для меня самое ценное в этом периоде предпраздничные ночи - теплые, душистые и чтобы светилось в церквях, а люди месили и пекли куличи. Внешняя атрибутика же важна, чтобы там не говорили религиозные пуристы. Мне нравятся цветные яйца, очереди к плащанице и килограммы мяса и пляцки, и люди, надевают красивую одежду и новое неудобную обувь. Праздник течет мимо меня и сквозь меня, я чувствую свою причастность и отстраненность одновременно. Мне приятно наблюдать за праздничным суетой, кататься на велосипеде по парку, минуя людей с корзинами, смотреть на цветущие деревья в сумерках и на месяц, исчезнет вместе с праздничными днями.